К списку статей

Студенты МАМИ показали болид Formula Student

21 марта 2013

Вот уже седьмой год в подземных этажах дома 38 по улице Большая Семеновская студентами МАМИ разрабатываются полноценные гоночные болиды. На протяжении года каждая проектируемая машина проходит все этапы жизненного цикла, начиная от конструкторских зарисовок и заканчивая клетчатым флагом именитого европейского автодрома. «Карпикс» познакомился с миром автоспорта, в котором юные российские инженеры оставляют позади себя конкурентов из Кембриджа, Берлина, Вены и Торонто.

Время для представления своего проекта студенты Московского государственного машиностроительного университета выбрали самое подходящее. С вечера прошлого дня возле главного входа ВУЗа томился «боевой» КАМАЗ Эдуарда Николаева, прибывшего в Москву для проведения лекции в здании университета. В середине выступления новоиспеченного чемпиона «Дакара», пока большая часть аудитории вслушивалась в его речь, на улицу был выкачен усыпанный спонсорскими наклейками белый спорткар. Уже через каких-то полчаса он соберет вокруг себя аудиторию, превышающую зевак вокруг машины КАМАЗ-Мастера.

Этот болид — пятая по счету разработка студентов университета, представляющих команду «Формула Студент МАМИ». Автомобиль базируется на трубчатой стальной раме с кузовом из стекловолокна, номинальный вес которого по сравнению с прошлогодней моделью удалось снизить до 243 килограммов. В качестве силового агрегата выступает модернизированный 4-цилиндровый мотор от Honda CBR600F4i объемом 600 кубических сантиметров, агрегатированный урезанной до трех ступеней «хондовской» коробкой передач.

Мощность двигателя составляет 85 лошадиных сил, что позволяет болиду разгоняться до первой сотни менее чем за 5 секунд. Если привести аналогии из мира привычных автомобилей, Porsche Cayman будет вынужден из раза в раз видеть заднюю часть российской машины. Удельная мощность отечественной разработки на тонну веса составляет 350 лошадиных сил.

Студенты МАМИ, участвующие в проекте Formula Student, рассказывают о своем творении с большим энтузиазмом. Некоторые шутливо замечают, что преподаватели старой закалки с недоумением относятся к их увлечению и отказываются учитывать проект как форму курсовой или практической работы, но тут же отмахиваются, заявляя, что несмотря на каждодневные пребывания в лаборатории команды, не имеют проблем с успеваемостью. Другие сотрудники коллектива с головой погружаются в повествование о болиде. Складывается ощущение, будто в недрах МАМИ год за годом разрастается новая российская команда, в одночасье способная заявить о себе на ведущем чемпионате мирового уровня.

История Формулы-студента родилась за дверьми Техасского университета в Остине, где в 1981 году прошла первые гонка на автомобилях, разработанных студентами учебного заведения. Дебютный для Formula Student год собрал 6 команд, состоящих из 40 участников. Главным регулятором чемпионата выступило Сообщество автомобильных инженеров, которое организовало самое первое состязание и разработало начальный регламент соревнований. 33 года спустя оно по-прежнему занимается организаторской деятельностью и ежегодно обновляет техрегламент Формулы-студента.

Правила участия в чемпионате разработаны таким образом, чтобы участники могли продемонстрировать все навыки, необходимые в современном автомобилестроении. Помимо непосредственно инженерных задач, студентам необходимо заниматься документированием этапов производства на английском языке, позиционированием себя на рынке, аргументацией экономической целесообразности производства.

Изначально Formula Student задумалась не столько как полноценная гоночная серия, сколько как площадка для подготовки будущих автомобильных специалистов для работы в условиях реального бизнеса. И как показывает практика, выходящим из стен университета студентам, чьи головы под завязку набиты знаниями из книг, совсем не помешает иметь на плечах опыт осязаемой деятельности. Именно эти цели преследовали организаторы, принуждая сотрудников команд не только привозить болиды на автодромы и сломя голову носиться по ним дни напролет, но и защищать свои проекты как технически, так и финансово.

Первая часть любого этапа Формулы-студента начинается со скрутининга — этапа, на котором стюарды чемпионата занимаются инспекцией автомобиля. В случае успешного прохождения проверки сотрудники команды приступают к защите отчетов о технической части машины, ее стоимости и целесообразности реализации проекта с экономической точки зрения. Если ревизия комиссии показала недочеты в самом болиде, его разработчикам отводится время на устранение замечаний и предоставления машины для повторной инспекции.

Коллектив «Формула Студент МАМИ» в беседе не без гордости подметил, что на австрийском этапе, проходившем с 17 по 20 июля на трассе Red Bull Ring близ деревни Шпильберг, российские студенты заняли первое место в категории Cost Report.

Следующий этап гоночного уикенда призван проверить машины команд в нескольких испытаниях. Их итог даст судьям ответ, готов ли болид к выходу на гоночный трек или его команда будет дисквалифицирована, так и не сумев вовремя решить технические огрехи. Автомобили тестируются на переворачиваемость и уровень издаваемого шума. Также в программу входят динамические проверки, во время которых болид должен на дождевых покрышках выписать «восьмерку», проехав четыре круга, два из которых по часовой стрелке, два против; выполнить разгон с места на 75-метровой дистанции пит-лейна; совершить серию квалификационных заездов.

Финальный день в Формуле-студента называется гонкой на выносливость. В воскресенье, как и в старших формульных сериях, на стартовую решетку выставляются болиды команд, прошедших все проверки судейской бригады. Дается зеленый свет, машины срываются с места и несутся по гоночному треку 22 круга. Регламентом чемпионата предусмотрена обязательная смена пилота на середине дистанции и этот пит-стоп может как привнести, так и забрать заветное время.

По итогам немецкого этапа Формулы-студента, проходившего с 30 июля по 5 августа на легендарном автодроме Хоккенхаймринг, российские студенты увидели клетчатый флаг на 30 месте, оставив позади себя 47 команд. Этот результат улучшил показатели команды на 20 позиций по сравнению с чемпионатом прошлого года. Всего на гоночный уикенд квалифицировались 600 команд.

Студенты московского ВУЗа, прошедшие все этапы соревнования и выпустившие на трассу, еще неделю назад принимавшую Гран-при Формулы-1 с Фернандо Алонсо в главной роли, болид российского производства, сумели опередить 570 гоночных коллективов со всеми мира. Если так пойдет и дальше, совсем скоро автомобили МАМИ будут на равных конкурировать с разработками ведущих университетов планеты под покровительством именитых автоконцернов.

Петр Магера

comments powered by HyperComments
Новости