К списку статей

Пять причин следить за Формулой-1 в новом году

23 января 2015
Болельщицы Гран-при Монако. Фото с сайта 1.bp.blogspot.com
Болельщицы Гран-при Монако. Фото с сайта 1.bp.blogspot.com

Прошедший сезон Королевских гонок свалился на болельщиков как гром среди ясного неба. Достаточно консервативная Формула-1, ведомая пенсионером-миллиардером Берни Экклстоуном, разом отказалась от атмосферных двигателей, сместила с пьедестала почета мотористов из Renault, аннулировала четырехлетнюю гегемонию команды Red Bull с ее лидером Себастьяном Феттелем и подарила чемпионату одно из лучших противостояний со времен схватки Алена Проста с Айртоном Сенной. «Карпикс» обнаружил пять причин, по которым не интересовавшимся автогонками людям следует повесить на стенку календарь предстоящих Гран-при.

Сумеет ли Mercedes AMG остаться у вершины пелетона?

Если бы кто-то в 2012 году сказал, что Mercedes AMG сможет не только попадать на подиумы, но и одерживать регулярные победы, на этого предсказателя посмотрели бы как на Эмметта Брауна из фильма «Назад в будущее» и отправили в психушку. Откровенный среднячок турнирной таблицы, достижению успеха которого не сумел помочь даже титан Михаэль Шумахер, выстрелил в 2014 году.

Штутгартский коллектив буквально раскидал соперников по рингу уже на предсезонных тестах. Болиды команды, названные Mercedes F1 W05 Hybrid, стабильно возглавляли протоколы заездов, тогда как прежние лидеры с моторами Renault едва могли выехать из боксов. Немецкие инженеры смогли создать лучший двигатель, заполучить который к концу года захотели практически все аутсайдеры первенства. Одним мотором, впрочем, дело не обошлось, поскольку коллектив с аналогичным агрегатом — британский McLaren — едва сумел закрепиться на пятой позиции.

Гоночные итоги сезона, состоявшего из 19 этапов, говорят сами за себя: пилоты Mercedes AMG выиграли 18 поул-позиций, показали 12 лучших времен прохождения круга и победили на 16 Гран-при. Команда завершила год практически с двукратным отрывом от ближайшего соперника и впервые в собственной истории удостоилась Кубка конструкторов.

Все карты говорят за то, что в новом сезоне успеху команды ничто не угрожает. Однако то же самое слышалось в паддоке на протяжении всего 2013 года, пока Себастьян Феттель в обминку с «Ред Буллом» и «Рено» расправлялся с соперниками от этапа к этапу. Никто не мог и предполагать, что чуть ли не в одиночку принесший команде очередной чемпионский кубок гонщик будет бит как оппонентами, так и собственным напарником.

Верно ли поступил ушедший в Ferrari Феттель?

Особенно сильно смена регламента повлияла на побеждавшего четыре года подряд Себастьяна Феттеля. Привыкший к железобетонному сцеплению с треком немец обнаружил себя за рулем болтающейся из стороны в сторону машины, потерявшей существенную долю прижимной силы и получившей крайне капризный двигатель. К середине сезона пилот уже не сдерживал эмоций и откровенно называл болид огурцом. Очевидно, были и другие эпитеты, но пускать их в радиоэфир операторы отказались.

Дополнительным раздражающим фактором для спортсмена, привыкшего каждые выходные бегать по паддоку с поднятым указательным пальцем, стал партнер по команде — новичок Дэниэл Риккардо. Молодой австралиец пришел на место соотечественника Марка Уэббера, ушедшего в гонки на выносливость. Какого же было удивление, когда вечно улыбающийся пилот не только не стушевался перед четырехкратным чемпионом мира, но и начал активно его опережать.

Новобранец «Ред Булла» оказался единственным гонщиком, сумевшим растолкать представителей Mercedes AMG в борьбе за победу. Риккардо выиграл 3 из 19 этапов, два из которых, в Венгрии и Бельгии, и вовсе подряд. И это на болиде с французским мотором, не способным выбраться из боксов на предсезонных тестах.

Осенью стало ясно, что Феттель вознамерился перебраться в Ferrari. Спортивная пресса ринулась к грязному белью спортсмена и выискала договор между ним и «Ред Буллом». В нем якобы было сказано, что пилоту разрешено расстаться с командой в случае, если к концу сентября его имени не окажется в тройке лидеров. К тому моменту гонщик занимал пятую строчку протокола. Бывший первый номер команды вызвал руководителя Кристиана Хорнера и заявил, что собирается уйти. Менеджер посочувствовал Феттелю и пожелал ему удачи в начинаниях, после чего позвонил россиянину Даниилу Квяту и предложил гоняться за команду. Ответ на другом конце провода не заставил себя долго ждать.

Место в Ferrari для Феттеля окончательно освободилось после увольнения лидера команды Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион мира устал ждать, пока в Маранелло создадут победоносную машину, и решил попытать счастье на стороне. Новый работодатель испанца объявился в декабре. Им стал британский McLaren, который вернул в Формулу-1 японскую «Хонду» и приготовился завтракать, обедать и ужинать исключительно победами.

Перспективы Феттеля в Ferrari предсказать сложно. По одним догадкам, спокойный и уравновешенный немец, уже насладившийся четырьмя чемпионскими кубками, сможет придать команде новый импульс. Невольно к сравнению напрашивается переход другого немецкого гражданина в Маранелло, чье имя вошло в обиход чуть ли не каждого автомобилиста, любящего скорость. Согласно иной версии, заточенная под импульсивного Алонсо команда окажется без эмоциональной подпитки и продолжит показывать посредственные результаты. Особых эмоций от Феттеля ждать не стоит. От Кими Райкконена по кличке «Leave Me Alone I Know What I'm Doing» и повадно.

Добьется ли успеха выбравший McLaren Алонсо?

Фернандо Алонсо прибыл в Маранелло в 2010 году. Неизвестно, как сложилась бы судьба испанца, не окажись на его пути Феттеля, но на протяжении многих лет именно он из раза в раз лишал Алонсо шансов на титул. Вполне возможно, что борьба между пилотами была бы честной при равенстве двух машин, но в распоряжении немца сезон за сезоном оказывалась выпеченная Эдрианом Ньюи «самовозка», как ее принялись называть журналисты.

Алонсо оказался вице-чемпионом по итогам 2010, 2012 и 2013 годов. Во всех случаях титул доставался Феттелю. Несмотря на наиболее обидные для спортсмена вторые места, паддок Формулы-1 проникся к испанцу уважением. На не самой быстрой машине гонщик Ferrari из раза в раз наступал Феттелю на пятки. Примечательно, что и в 2014 году оба пилота завершили сезон с разницей в 6 баллов между друг другом.

По признанию испанца, в Ferrari он разочаровался задолго до первых результатов новой турбоэры. Подобравшийся к 33 годам пилот, последний раз поднимавший чемпионский кубок над головой в 2006 году, стал искать пути для отступления. Ему нужен был коллектив, голодный до побед. Тот, что раньше находился у самой вершины, но упал с оглушительным треском. Такой командой оказался McLaren.

Интерес к Алонсо в Уокинге обострился после подписания контракта с «Хондой». Японцы, с 2015 года дебютировавшие в роли эксклюзивного моториста McLaren взамен Mercedes AMG, захотели видеть в кок-пите пилота с легендарным именем. По слухам, испанцу предложили одну из крупнейших в чемпионате зарплат, часть которой отщипнули у Дженсона Баттона. Помимо этого, Алонсо свозили на остров, показали трудящихся в поте лица инженеров и пообещали гору побед. Экс-пилот Ferrari проникся доверием и подписал контракт.

В успех Алонсо с McLaren-Honda верится еще труднее, нежели в союз Феттеля с Маранелло. Последний выигранный командой сезон исчисляется 2008 годом, после которого коллектив начал пикировать вниз. Крайние несколько лет McLaren и вовсе лишился подиумов. Для Формулы-1 это равносильно тому, словно Лионель Месси перестанет забивать.

С другой стороны, команда переживает серьезную встряску. У руля коллектива, подарившего миру дуэль Алена Проста и Айртона Сенны, встал не терпящий пререканий Рон Деннис. Топ-менеджер втянул в гонки «Хонду», чьи успехи могут оказаться сопоставимы с заново открытым «Мерседесом». Другими словами, McLaren вполне способен выстрелить на манер немцев.

Удастся ли Росбергу навязать борьбу Хэмилтону?

После нескольких Гран-при ушедшего сезона болельщикам стало понятно, что в Формуле-1 появился новый лидер с двумя именами. Если ранее круговые отрывы от соперников показывал исключительно Феттель на «Ред Булле» (напарник немца Уэббер запомнился другим, например, полетами в стратосферу), то в 2014 году борьба за первую строчку стала более насыщенной. Получив две одинаково быстрые машины, друзья детства Хэмилтон и Росберг принялись отталкивать друг друга к бровке.

Казавшаяся миролюбивой борьба с каждым этапом становилась все жестче. Лучшее из показанных двумя спортсменами сражений состоялось в рамках Гран-при Бахрейна. Операторы то и дело передавали тревожные лица механиков и руководителей с капитанского мостика, смотрящих за подопечными, борющимися колесо в колесо на скоростях за 300 километров в час. Именно тогда болельщики поняли, что, несмотря на потерю ревущих атмосферников, Формула-1 не стала скучнее.

Пламя между пилотами вспыхнуло на Гран-при Монако. Показавший лучшее время в квалификации Росберг по странному стечению обстоятельств экстренно свернул с трассы, лишив таким образом соперников возможности гоняться в полную силу. Поскольку проходящий по улицам княжества этап не изобилует местами для обгона, поул-позиция Росберга превратилась в победу. Хэмилтон обвинил напарника в саботаже и закрылся в себе.

Подостывшие спустя месяцы отношения вспыхнули с новой силой на автодроме Спа-Франкоршам. В попытке отобрать у Хэмилтона лидирующую позицию Росберг словно пикой проткнул передним антикрылом покрышку на машине напарника. Англичанину пришлось вернуться за дополнительным комплектом. Событие столь сильно отпечаталось на темпе Хэмилтона, что к концу гонки он начал ехать со скоростью троллейбуса и просил команду зазвать его в боксы.

Остается только догадываться о разговоре за закрытыми дверями, состоявшемся между топ-менеджментом «Мерседеса» и обоими гонщиками, но вслед за сходом в Бельгии Хэмилтон не оставил на сопернике ни одного живого места. Англичанин подряд выиграл в Италии, Сингапуре, Японии, России и США. Остановить таранный локомотив Хэмилтона удалось лишь в Бразилии, однако к этому моменту Росберг растерял весь запас очков.

Победа за победой экс-пилот McLaren, для которого первое место было единственным шансом удержаться за титул, сокращал отрыв от Росберга. На финальном Гран-при в Абу-Даби немцу оставалось лишь молиться на прыть пилотов Williams, но это не сработало. Не помогли Росбергу и двойные очки, начисляемые в завершающей гонке сезона.

Окончившийся сезон застолбил за Хэмилтоном 11 выигранных Гран-при из 19. Несмотря на не лучшие в сравнении с напарником показатели по ходу квалификаций, в гоночных условиях равных англичанину на трассе не нашлось. Вопрос о том, сумеет ли Росберг навязать борьбу партнеру, является одним из ключевых предстоящего сезона. Судя по всему, холодный рассудок, о котором трубила немецкая пресса в прошлом году, Нико не поможет. Требуется нечто большее.

Кто захватит лидерство в Red Bull?

Приближающий сезон окажется для российских болельщиков одним из самых волнительных. Частично нотки патриотизма при просмотре чемпионата вносила строчка про Гран-при в Сочи, впервые в отечественной истории принявшего Королевские гонки. Однако ключевой момент развернется с погасшими красными огнями на автодроме в Мельбурне.

Впервые с 1950 года, когда Формула-1 зародилась на послевоенных британских аэродромах, россиянин претендует не просто на выступление в чемпионате, но и на победы. Залогом успеха является 20-летний Даниил Квят родом из Уфы. Всего один сезон в команде среднего уровня — Toro Rosso, — и контракт с пилотом подписал четырехкратный призер Больших призов Red Bull.

Российский пилот менее чем за год сумел завоевать расположение не только руководства собственной команды, но и других представителей паддока. Лишенный тысячикилометровых тестов, полагавшихся пилотам старшего поколения, спортсмен показал высокий темп и хорошую способность адаптироваться к новой технике. На протяжении чемпионата он регулярно опережал своего более опытного напарника Жана-Эрика Верня, и лишь технические неполадки оставили его позади француза к концу сезона.

О мастерстве пилотажа за россиянина говорит одна лишь запись его выступления на Гран-при Италии. Проносящийся мимо трибун Монцы с утопленным в пол газом Квят перед входом в поворот обнаружил, что потерял тормоза. Пилот не только сумел удержать машину на траектории, но и сохранить болид невредимым. Вскоре консультант «Ред Булла» назвал Квята похожим на Райкконена. Оба, по словам доктора Хельмута Марко, обладают непробиваемым спокойствием и феноменальной скоростью.

В сухом остатке 20-летнему парню предстоит надеть форму команды из самого верха пелетона (прошлый год Red Bull завершил в роли вице-чемпиона), сесть за руль совершенно непохожей на болид Toro Rosso машины, выдержать прессинг со стороны не оставившего от Феттеля камня на камне Дэниэла Риккардо и навязать борьбу голодным до побед концернам с мировыми именами. Не слишком ли много для едва получившего права соотечественника? Адресуйте этот вопрос 17-летнему Максу Ферстаппену, пришедшему на место Квята. Он только недавно закрыл экзамен по ПДД.

Календарь Формулы-1 на 2015 год

Новый сезон Больших призов пройдет в 20 этапов. Чемпионат окончательно потерял шансы приехать на Гран-при Кореи, однако заполучил гонку в Мексике. Перед самым утверждением финального календаря FIA отказалась проводить немецкий этап на предбанкротном Нюрбургринге, переместившись в Хоккенхайм. Второй в истории Гран-при России пройдет с 9 по 11 октября. Отметим, что по итогам ушедшего сезона именно состязание в Сочи было признано лучшей гонкой 2014 года.

Все сомнительные правила, такие как двойные очки в последней гонке и старты вслед за пейс-каром с места, контролирующей организацией были отменены. Другими словами, Формула-1 превратится в старые добрые гонки, где кучка пилотов самых разных возрастов и национальностей воскресенье за воскресеньем пытаются приехать к клетчатому флагу быстрее остальных. Следить за этим первенством, где скорость ограничена лишь законами физики, в новом сезоне должно быть особенно интересно. Уж слишком сильно перетасовали покрывшуюся пылью колоду.

Календарь Формулы-1 сезона 2015 года

ДатаЭтапМесто
15 мартаГран-при АвстралииМельбурн
29 мартаГран-при МалайзииСепанг
12 апреляГран-при КитаяШанхай
19 апреляГран-при БахрейнаСахир
10 маяГран-при ИспанииБарселона
24 маяГран-при МонакоМонако
7 июняГран-при КанадыМонреаль
21 июняГран-при АвстрииRed Bull Ring
5 июляГран-при ВеликобританииСильверстоун
19 июляГран-при ГерманииХоккенхайм
26 июляГран-при ВенгрииБудапешт
23 августаГран-при БельгииСпа
6 сентябряГран-при ИталииМонца
20 сентябряГран-при СингапураМарина-Бэй
27 сентябряГран-при ЯпонииСузука
11 октябряГран-при РоссииСочи
25 октябряГран-при СШАОстин
1 ноябряГран-при МексикиМехико
15 ноябряГран-при БразилииИнтерлагос
29 ноябряГран-при Абу-ДабиЯс-Марина
Петр Магера
comments powered by HyperComments
Новости