К списку статей

Российский рынок просел почти на 300 тысяч автомобилей

Фото Renault, «Авилона», BYD и Lada
Фото Renault, «Авилона», BYD и Lada

В конце первой после новогодних праздников рабочей недели ключевой статист автомобильного рынка — Комитет автопроизводителей (АЕБ) — опубликовал точные цифры продаж как за выстреливший из всех орудий декабрь, так и за 2014 год в целом. «Карпикс» погрузился в табличную сводку и с удивлением обнаружил как ожидаемых неудачников, так и оседлавших фортуну производителей.

Сорвавшийся в пропасть осенью прошлого года рубль, подталкиваемый дешевеющей нефтью и введенными против России санкциями, не оставил без дела ни одного участника автомобильного рынка. Журналисты принялись трубить о надвигающихся на страну смутных временах, в которых население начнет передвигаться чуть ли не на санях. Автопроизводители им в унисон активировали валютный пересчетчик, способный штамповать новые прайс-листы в формате PDF практически ежедневно. Россияне ринулись к дилерам скупать все, что до поры пылилось в складских помещениях. Автосалоны запретили менеджерам рассказывать об удовольствии от вождения и заставили выучить сбивающую с ног фразу о том, что завтра будет дороже.

На рынке поднялась невиданная шумиха, достигшая своего апогея к концу декабря. Уборщицы не успевали убирать снег от наследивших в шоу-румах ботинок. Дилеры с радостью подсчитывали собранные деньги и со слезами на глазах переводили часть их российским представительствам. С радостью, потому что декабрь закрылся на рекордной отметке в 270 653 проданных автомобиля. Со слезами, потому что ничего подобного в ближайшей перспективе не случится.


Несмотря на прорывной предновогодний бум продаж, по итогам 2014 года отечественный сегмент просел на 10,3%. Впервые с 2011 года вторая позиция в Европе была занята не Россией, а Великобританией. За двенадцать месяцев дилеры передали клиентам 2 491 404 автомобиля, что на 286 143 машины меньше предыдущего периода. Объяснить подобные цифры весьма просто. Большинство присутствующих в стране концернов — иностранные. Их штаб-квартиры находятся за рубежом и требуют за свою продукцию отчислений в евро или долларах, реже иенах или юанях. Компанию, чей автомобиль оценивается на родине в 20 тысяч евро, референдумы в Крыму и гуманитарные конвои на Донбассе волнуют мало. Они желают выручить от продажи своей продукции определенную, заранее оговоренную сумму. Будет ли она равняться 800 тысячам рублей или 1,5 миллионам, в сущности, не важно.

Российские же покупатели, за исключением эстрадных артистов и футболистов, зарабатывают рубли. Ни у кого не возникнет сомнений, что в эру заваливающейся на бок экономики рост зарплат практически исключен. Покупательская способность, соответственно, снизилась. Два этих фактора привели к кумулятивному эффекту, выстрелившему накопленными ранее сбережениями по отношению ко всему, что ценно. Напрашивается вопрос: «Кто же сумел собрать с россиян максимальное количество денег, а кто оказался в аутсайдерах?».

Сборщики сливок

Как ни странно, в процентном соотношении лучших показателей добились азиатские бренды. К примеру, Foton нарастил продажи на 950%, Isuzu — на 259,6%, Haima — на 151,6%. Однако в числовом выражении результаты компаний представляют собой каплю в море. В частности, Haima реализовала 1 009 машин, Isuzu — 766, Foton — 63.

Реальными отличниками бума продаж оказались производители дорогостоящих автомобилей. Наибольший всплеск зафиксирован за коммерческим подразделением Mercedes-Benz (+110%). Причиной является появление сразу двух новинок — V-Class и Vito — заинтересовавших российскую публику и продающихся с пометкой LCV. Легковые автомобили из Штутгарта также показали положительную динамику, пускай и не столь внушительную (10,8%). К концу 2014-го дилеры бренда передали клиентам 60 553 «Мерседеса». Годом ранее цифра составила 49 816 автомобилей.


Вторым везунчиком числится американский Jeep, набравший 56,6% роста в сравнении с прошлым годом. Интерес к «Джипу» вызвал компактный кроссовер Cherokee, заставивший своей внешностью вспомнить об американской ленте «Люди в черном». Задумка сработала. Разговоры вокруг бренда в конечном итоге привели к 8 221 приобретенному автомобилю против 5 250 экземпляров, купленных россиянами в 2013 году. Помимо «Джипа», положительной динамики из группы компаний FCA удостоился лишь Fiat (+1,3%). Chrysler и Dodge пошли ко дну (-18,2% и -86,5%).

Тройку лидеров по темпам роста замкнул немецкий Porsche. Ушедший год зафиксировал продажу 4 707 автомобилей, что оказалось на 24,2% выше предшествующих цифр. Для сравнения, штутгартские модели выбрали большее количество россиян, нежели продукцию Acura, Cadillac и Jaguar вместе взятых.

Стоит отметить, что японские производители лучше других сумели подтолкнуть россиян к визиту в их дилерские центры. Прибавки к продажам удостоился Lexus (+21,4%), Mazda (+17,5%), Nissan (+10,7), Toyota (+6,2%), Subaru (+4,3%), Infiniti (+2,7%) и Mitsubishi (+1,8%). Среди европейских имен ростом покупательской активности отметились, за исключением вышеназванных, только шведский Volvo (+2,7%) и британский Land Rover (+0,6%).

Со знаком минус

Как и в случае с предыдущей главой, лидерами со знаком минус оказались азиатские бренды. Продажи китайского BYD по итогам года упали до пяти реализованных автомобилей (-95,3%). Ее соотечественник — компания FAW — потеряла практически половину своей аудитории (-55,3%). Производитель BAW лишился трети клиентов (-32,1%). Статистика по другим производителям из КНР, таким как Brilliance, Changan, JAC и Luxgen, и вовсе оказалась недоступной.

При этом абсолютным антигероем рейтинга назван российский «Иж», продажи которого обрушились с 698 до 19 автомобилей (-97,3%). Ему в унисон последовали украинские «Богдан» (-95,5%) и ЗАЗ (-85,2%).


Среди производителей с мировым именем тяжелее всего пришлось «Сеату». Компания, не имеющая в России производственных цехов и импортирующая готовую продукцию, оказалась не готова к резкому обвалу рубля. Интерес к испанским автомобилям рухнул на 51,4%, до 1 641 экземпляра. В итоге SEAT в очередной раз свернул российский бизнес и решил дождаться лучших времен.

Некогда практически народная марка Ford, породившая крылатую фразу о менеджере и его взаимоотношениях с банком, просела на 38,2%. Популярный Focus, составляющий львиную долю продаж, приелся россиянам, а его новая реинкарнация до отечественного рынка так и не добралась. Не возникло интереса к американской продукции и в декабре, запомнившемся скупкой всего, что плохо лежит. Реализация «Фордов» упала по итогам месяца на 26%. Для сравнения, спрос на автомобили Mitsubishi за тот же период поднялся на 50,7%.

В схожую с Детройтским брендом лужу вступили узбекский Daewoo (-38%), французский Peugeot (-37,7%), британский MINI (-37,5%) и китайский BAW (-32,1%). Неутешительные показатели зафиксированы за Geely (-30,9%), Citroen (-30,7%) и Chevrolet (-29,5%).

Наименьшие потери коснулись южнокорейских производителей KIA и Hyundai (-1,2% и -0,8%), российского УАЗа (-3,4%), чешской Skoda (-3,5%) и английского Jaguar (-4,8%).

Ключевые имена

Согласно представленным АЕБ цифрам, локомотивом российского авторынка по-прежнему является «АвтоВАЗ». По итогам года волжский концерн продал 387 307 автомобилей, что хоть и оказалось на 15% ниже прошлогодних показателей, оставило внушительный запас перед конкурентами. Ближайший соперник в лице корейской марки KIA отчитался о 195 691 переданной машине. Ей на пятки наступает французский Renault, в паре с «Ниссаном» владеющий контрольным пакетом «АвтоВАЗа». За год продукцию «Рено» выбрал 194 531 россиянин.

Десятку сильнейших концернов на российском рынке замкнули Hyundai, Nissan, Toyota, Volkswagen, Chevrolet, Skoda и Mitsubishi. Абсолютными аутсайдерами являются Dodge, «Иж» и BYD, продавшие за год 26, 19 и 5 автомобилей соответственно.

Наиболее успешной моделью оказалась LADA Granta, разошедшаяся тиражом в 152 810 экземпляров (на 14 141 автомобиль меньше, нежели в 2013 году). Лидирующую тройку составляют корейские бестселлеры Hyundai Solaris и Kia Rio, объем продаж которых достиг 114 644 и 93 648 машин. В обоих случаях спрос на автомобили вырос. Интерес к «Солярису» увеличился на 653 экземпляра, к «Рио» — на 3 860.


Единственным кроссовером в десятке самых популярных среди россиян автомобилей является Renault Duster. Несмотря на спад продаж (76 138 против 83 702 автомобилей годом ранее), французский вседорожник сохранил за собой четвертую строчку рейтинга. Следом с отставанием в десять тысяч экземпляров разместились LADA Kalina и Largus, показатели которых добрались до 65 609 и 65 156 реализованных автомобилей. Спрос на «Калину» сократился на 2 351 машину, тогда как интерес к «Ларгусу» вырос на 7 515 экземпляров.

Места в десятке лидеров забронировали за собой Renault Logan, Volkswagen Polo, LADA Priora и Nissan Almera. Положительную динамику показали «Логан» и «Альмера» (60 434 и 46 225 штук), в то время как продажи «Поло» и «Приоры» просели до 58 953 и 47 818 автомобилей соответственно (-13 612 и -9 865 машин).

Куда движутся отношения

Позитивных прогнозов касательно 2015 года эксперты не строят. По догадкам АЕБ, в существующих условиях продажи новых автомобилей к концу года сократятся на 24%. Дернуть за спускающийся ко дну якорь способна Европа. Вопрос о снятии антироссийских санкций намечен на март. На подобном развитии отношений уже сейчас настаивают Австрия, Венгрия, Италия, Кипр, Словакия, Франция и Чехия. Как минимум трое из них заняты производством автомобилей, спрос на которые на одном из крупнейших европейских рынков существенно сократился. Совсем не тот сценарий, что может устраивать страны с капиталистическим мышлением.

Другим спусковым механизмом для понижения отпускных цен на машины может стать банкротство ключевых бурителей сланцевой нефти в США, из-за чего биржевые котировки поползут вверх. Вместе со стоимостью барреля начнет укрепляться и рубль. Как минимум один такой случай уже произошел, причем с родоначальником данного бизнеса.

А пока остается только слушать истории о приобретенном год назад автомобиле, стоимость которого к настоящему моменту взлетела практически вдвое. Покупка машины в нынешних условиях также будет пересказана спустя время, но вряд ли начнется со вступления: «Представь, как мне повезло».

Петр Магера

comments powered by HyperComments
Новости