К списку статей

Дорожная инспекция отказалась штрафовать столичные эвакуаторы

Фото с сайта uzao.mos.ru
Фото с сайта uzao.mos.ru

Рядовому автомобилисту становится все сложнее идентифицировать ответственных за соблюдение ПДД в Москве. Какие-то правила курирует ГИБДД, другие — МАДИ. Некоторые эвакуаторы принадлежат частным компаниям, остальные числятся за городом. В результате водители не понимают, куда и на кого жаловаться, а ответственные структуры пользуются разобщенностью сети в своих целях. «Карпикс» на собственном примере попытался привлечь к закону нарушителей парковки в лице «Большого брата» и резюмировал полученный результат.

Каждый раз, когда очередной депутат выступает за нормализацию законодательства, напрямую затрагивающего автомобилистов, пресс-служба «Московского паркинга» отказывается молчать. Организация, в чьи обязанности входит курирование парковки в столице, моментально торпедирует прессу праведными сообщениями.

За несколько дней до расширения платной парковки вне пределов Третьего транспортного кольца (ТТК) Госдума одобрила в первом чтении очередные поправки к КоАП. В них было предложено запретить эвакуировать автомобили при присутствующем владельце. Помимо этого, ко второму чтению один из соавторов документа, Вячеслав Лысаков, намерился дополнить законопроект другими, не менее важными нововведениями. Депутат считает необходимым наложить запрет на эвакуацию машин в зоне действия новых знаков, разрешить погрузку машин исключительно под знаком «Работает эвакуатор», увозить запаркованные на местах для инвалидов автомобили и опубликовать от имени правительства методику расчета на эвакуацию.

Практически моментально на озвученные Лысаковым инициативы отреагировали в «Московском паркинге» (АМПП). Согласившись с некоторыми предложенными формулировками, в структуре мэрии Москвы подчеркнули: «Важно понимать, что стоянка под запрещающим знаком — всегда нарушение, об этом должен знать каждый участник дорожного движения» (цитата по «Коммерсанту»).

Очевидно, что участником движения является как автомобиль, пригодный для эвакуации, так и сам погрузчик. Оба обязаны беспрекословно следовать правилам дорожного движения. В случае с эвакуаторами наличие проблескового маячка позволяет точечно отступать от ПДД. Например, при погрузке машины нарушителя. Стоит отметить, что эвакуатор олицетворяет собой как минимум представителя закона, строго блюдущего действующий Кодекс и избавляющего крупнейший российский город от пренебрежителей правил.

Попадание в объектив

25 октября 2014 года мне на глаза попалась целая россыпь эвакуаторов. Водители ждали возможности приступать к погрузке автомобилей, запаркованных в зоне действия знака 3.29 «Остановка запрещена». Внимание привлек тот факт, что раскрашенные в символику «Московского паркинга» автомобили и сами стояли ровно под тем же самым знаком. Другими словами, нарушили ПДД в равной степени как владельцы легковых машин, так и водители спецтранспорта.

Если бы ситуация разворачивалась на оживленном участке внутри Бульварного кольца, сотрудникам могло бы найтись какое-то оправдание. Загвоздка в том, что картина писалась в спальном районе на юге Москвы в субботу утром. Автомобили не мешали проезду, а судя по близкому расположению школы, вероятнее всего, их владельцы доставили детей на учебу. Машины увозились по формальному признаку за пренебрежение знаком.

Поступил формально и я. Взяв в руки камеру, зафиксировал всю картину, опубликовал ролик в Сети и направил заявление «Московскому паркингу». Текст содержал краткое описание ситуации и просьбу привлечь виновных к ответственности согласно части 5 статьи 12.9 КоАП РФ. В случае с Москвой и Санкт-Петербургом, штраф за нарушение правил парковки составляет 2 500 рублей для каждого из четырех эвакуаторов. Их номерными знаками оказались комбинации А802СУ77, У448СК77, Х789ОУ77 и У435СК77.

Пояснение говорило о том, что водители погрузчиков не имеют права стоять в зоне действия запрещающего знака, поскольку пункт 3.4 ПДД разрешает пренебрегать правилами исключительно автомобилям с включенным маячком желтого или оранжевого цвета «при выполнении работ по [...] погрузке и транспортировке [...] транспортных средств». Стоящие в ожидании работы эвакуаторы данным послаблением пользоваться не могут.

Согласно пункту 3.5 ПДД, во всех остальных случаях отступать от правил дозволено исключительно водителям «транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог». Они наделены правом «отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1». Ожидание, прибытие, погрузка и транспортировка машин к данному пункту не относятся.

Активизация стрелочников

Спустя неделю после отправки жалобы пришел ответ из приемной «Электронной Москвы». Ответственный сотрудник посчитал, что направленное через форму обратной связи «Московскому паркингу» (неформальное название организации ГКУ АМПП) заявление должно рассматривать ГКУ АМПП. В письме было предложено направить жалобу на почту office@mskampp.ru. Что помешало сделать это автору текста, осталось загадкой.

Решение по обращению в АМПП

Поскольку дело изначально запахло затягиванием сроков, вместе с новым адресом жалоба была направлена в столичную Госавтоинспекцию по юго-западному округу. Спустя полтора месяца молчания первой объявилась ГИБДД. Полицейские кратко резюмировали, что жалобу получили и сочли необходимым направить документ ответственной за парковку в Москве организации — МАДИ. Как и предполагалось, ключевой игрок вышел на связь после новогодних праздников. 12 января, спустя два с половиной месяца после отправки первого заявления, о проведенной проверке отчитался Зубарев М. С., подписавшийся начальником управления координации и надзора за правилами остановки и стоянки АМТС. Текст документа есть в распоряжении «Карпикса».

Руководитель отметил, что обращение из ГИБДД поступило к МАДИ 23 декабря 2014 года. Рассмотрев все обстоятельства произошедшего, Зубарев сослался на наличие в Кодексе части 1 статьи 24.5, пункт 6 которой позволяет прекратить административное дело за истечением сроков давности. Зафиксированное нарушение произошло 25 октября. Таким образом, переброска заявления из одной организации в другую помогла выдержать двухмесячную паузу, необходимую для формальной неспособности выписать десятитысячный штраф для четырех автомобилей.

В завершении письма Зубарев выразил благодарность за «небезразличное отношение к защите прав и свобод человека и гражданина, стремление обеспечить законность и правопорядок».

Ответ из МАДИ

Голые факты

Подавляющая часть столичных автомобилистов, следящих за обстановкой в городе, знакома с именем Константина Алтухова. 15 октября 2014 года мужчина отказался оплачивать услуги эвакуатора, забрался в собственный автомобиль и прождал внутри машины практически сутки, прежде чем погрузчик снял машину с платформы.

«Московский паркинг» отреагировал на поднявшуюся шумиху моментально. Организация в корне не согласилась с позицией Алтухова и пообещала подать на «Паркмена» в суд. В высшей инстанции, по утверждению ГКУ АМПП, будут взысканы стоимость перемещения, штраф за нарушение ПДД и простой погрузчика. На момент написания заметки о перспективах дела не было известно ничего.

История Алтухова оставила среди водителей так и не закрытые вопросы. Зачем эвакуатору увозить неправильно запаркованный автомобиль, если водитель явился к машине и готов устранить нарушение? Почему самый дешевый прайс на услуги эвакуатора составляет 3 000 рублей? В связи с чем стоимость эвакуации привязана к лошадиным силам? Отчего владелец обязан компенсировать доставку машины к штрафстоянке до вступления постановления в законную силу?

Позиция Москвы по отношению к нарушителям ПДД двояка. Рядовые автомобилисты, способные принести городу деньги фактически из воздуха, обязаны блюсти правила вне зависимости от обстоятельств. Водители эвакуаторов, наделенные правом отступать от правил исключительно в момент погрузки автомобилей, де-факто не подвластны закону. Создание разрозненной цепи, состоящей из ГКУ АМПП, МАДИ и ГИБДД, позволяет моментально привлечь к ответственности любого водителя, и в то же время способна выгородить угодного ей участника дорожного движения.

В завершение хотелось бы напомнить всем ответственным структурам, что «стоянка под запрещающим знаком — всегда нарушение, об этом должен знать каждый участник дорожного движения». Произнесенные пресс-службой «Московского паркинга» слова следует выгравировать над головами руководителей всех ведомств, в зону ответственности которых входит соблюдение «законности и правопорядка» как на дорогах, так и за их пределами.

Петр Магера

comments powered by HyperComments
Новости