К списку статей

«Не торопитесь, не обгоняйте никого, поаккуратней едьте»

Болиды пелетона Blancpain Endurance Series. Фото FBAMedia и Blancpain
Болиды пелетона Blancpain Endurance Series. Фото FBAMedia и Blancpain

В новом году сразу несколько российских спортсменов заполучили места в международных гоночных первенствах. Одними из них стали трое 24-летних пилотов, пробившихся в европейскую серию Blancpain Endurance: братья Юрий и Михаил Лобода, и их партнер по команде Владимир Лункин.

«Карпикс» пообщался с вышедшими на международный уровень москвичами, выспросил про особенности гонок на выносливость, узнал о зарождении карьер пилотов, поинтересовался спонсорами и углубился в должностные обязанности спортивного менеджера.


Расскажите про чемпионат. Какие особенности у серии Blancpain?

Отвечает Юрий: Ключевой особенностью является присутствие в пелетоне большого количества машин, порядка пятидесяти. Важна не спринтовая скорость, когда нужно «лупить» на полную быстрее всех, а чтобы экипаж был в целом равен по силе и у всех присутствовала какая-то скорость. Тогда есть возможность добираться до призов в своем классе.

В календаре всего пять этапов. Первые три гонки трехчасовые, за победу в каждой из них начисляется по 25 очков. Четвертый уикэнд 24-часовой, а пятый — протяженностью в 1 тысячу километров. В суточной гонке быстрейшим пилотам полагаются тройные очки. Если гонщик лидирует первые шесть часов, получает 25 баллов. Еще шесть часов — еще 25 очков. Победа в гонке — дополнительные 25 баллов.

Все гонки в сезоне очень важны, не так как в каком-то спринтовом классе, где несколько гонок за выходные и нет такой ответственности. Здесь всего пять этапов и каждый критичен. В каждой гонке нужно выкладываться на полную. Ехать 24 часа очень тяжело — это ни час, ни полчаса.

Как часто меняетесь?

Заезды в коротких гонках трехчасовые. На подобных этапах всего две смены и требуется провести это минимальное количество. Каждый пилот едет по часу. В длинных гонках типа 24 часов Нюрбургринга нужно ехать за рулем как можно дольше, как правило до 2 часов. Но не стоит забывать и о том, что пилот может ехать на максимуме своих возможностей только с достаточным количеством сил, и нужно строить стратегию исходя из этого тоже.

На какой машине сейчас ездите?

На Mercedes-Benz SLS GT3 AMG. Я думаю, это самая мощная машина в нашем классе, по крайней мере по объему двигателя — 6,2 литра, в районе 600 лошадиных сил. Точные цифры назвать сложно, поскольку все машины уравнены. Крайне интересная по аэродинамике машина, можно сказать сидишь на задних колесах, очень большой капот и кузов находится сзади. Езда немного отличается от машин, к которым мы привыкли, поскольку сначала в поворот заезжает именно перед. Если сравнивать с другими болидами в нашем классе, то в поворотах «Мерседес» быстрее, но зато на прямых из-за этого проигрывает.


Слева направо: Владимир Лункин, Юрий и Михаил Лобода

Если автомобили уравнены, чем занимается команда?

На разных трассах по-разному. В Монце все команды работали на скорость на «прямиках», опускали все аэродинамические элементы, чтобы было как можно меньше сопротивления.

Какая самая выдающаяся машина в пелетоне?

Достаточно неплохо выступает Bentley, так как это новый автомобиль, новый экипаж, все профессиональные пилоты, они хотят показать сразу результат. Очень неплохо смотрится McLaren.

Если выбирать из пилотов конкурирующих коллективов, кого можно назвать быстрейшим?

Очень быстро едет Паренте на McLaren MP4-12C, профессиональный пилот с очень большим опытом. Очень часто выигрывает квалификации и отъезжает ото всех в начале гонки.

Каким образом ему это удается?

Очень большой опыт, около десяти лет. Человек может выжимать из машины максимум и к этому нам нужно стремиться. У нас пока не все получается.

Каких-то конкретных преимуществ у Паренте нет?

Ни у кого нет конкретных преимуществ. Чтобы ехать быстрее всех, ты должен быть лучше во всем, ты должен ехать на пределе и по тормозам, и по скорости в поворотах. Если ты лучше в чем-то одном, то у тебя ничего не выйдет.

Где можно посмотреть гонку?

Трансляция идет на французском канале Motors TV. Думаю, на платном телевидении он есть. Также на сайте Blancpain Endurance Series работают онлайн-трансляции всех тренировок, квалификаций и гонок. Обзорный материал показывают по «Евроспорту», там же можно будет увидеть всю 24-часовую гонку в Спа.

Переключимся на вашу новую команду. Кто ее владелец, какие цели он преследует, вкладываясь в коллектив?

Это немецкая команда Black Falcon. Точных владельцев мы не знаем. Мы работаем с руководителем команды — Шоном Полом — он со-владелец и бывший гонщик этого же коллектива.

Каким образом вы попали в эту команду?

Мы рассматривали много вариантов разных команд в GT гонках, думали про Ferrari, про McLaren, но в итоге остановились на «Мерседесе». Это очень сильная команда, особенно в длинных гонках, они очень хороши тактически. Да и в принципе, выгодное предложение.

Что послужило основной причиной подписания контракта именно с вами?

Так как результатов у нас не так много, особенно в Европе, то, конечно, изначально мы приводим с собой спонсоров, которые оплачивают нам сезон.

О каких спонсорах идет речь?

Это российская компания, мы с ней достаточно давно работаем — Московский областной банк. Он входит в состав Республиканской финансовой корпорации (РФК). Она нас поддерживает уже лет пять.

Где вас поддерживали ранее?

Мы начали профессиональную карьеру во французском кубке Renault Clio, с того момента как раз плотно сработались с Мособлбанком. Потом в российских сериях, в Lada Granta Cup, в Формуле-Россия и до сих пор.

Основным источником ваших доходов являются спонсорские отчисления?

Конечно, спонсоры выделяют нам какие-то деньги с собой в Европу, чтобы нам было на что жить, но на сегодняшний момент это совсем чуть-чуть пока мы не добились высоких результатов.

Каких результатов ждут от вас?

Основная задача для спонсоров — обеспечить максимальную рекламу и PR бренда. Чем лучше мы будем выступать, тем большее количество специалистов услышат о спонсоре. В начале сезона ко мне уже подходили люди и спрашивали по поводу наших партнеров.

Вы говорите о спонсорах во множественном числе, то есть не только Мособлбанк?

Это холдинг — РФК. В него входит банк и другие компании, и, в принципе, наша задача всех их рекламировать.

Почему решили пойти именно в Blancpain?

Потому что там есть продвижение, это очень сильная серия, где можно показать свой уровень и добиться профессиональных результатов, зарабатывать на этом деньги и расти, расти. Чтобы не спонсоры вкладывались в нас, а чтобы была какая-то прибыль и нам, и спонсорам.

Имеется в виду рост внутри Blancpain или переход на ступень выше?

Там вверх не подвинешься, так как это уже как чемпионат Европы. Дальше чемпионат мира гонок на выносливость и если добиваться хороших результатов в этой серии, то это будет предел, поскольку Blancpain — сильнейший чемпионат в классе машин GT3 в мире.

Если переключиться с этой серии, то куда хотелось бы двигаться дальше?

Параллельно с этой серией можно выступать в каком-нибудь чемпионате, где есть личный зачет, типа DTM или чего-то схожего.

Формула-1?

В Формулу-1 мы вряд ли попадем, потому что уже не ставятся такие цели. DTM — самый высокий уровень.

Давайте посмотрим на зарождение вашей гоночной карьеры. Когда начали пилотировать, где?

Начала выступать с картинга, долго просили маму отвести нас в секцию, несколько лет, и в итоге все-таки попали. Лет 13 нам тогда было. С самого начала, как только начали заниматься, начали побеждать, нас тренер заметил и предложил дальше двигаться. Изначально он планировал посадить нас в ралли, мы стартовали с кросса, но в итоге больше приглянулось кольцо и пошли именно по ступени кольца.

Кто из вас двоих принял решение пойти в картинг?

Мы вдвоем подошли к маме и сказали: «Хотим выступать в гонках». С раннего возраста у родителей были машины, поэтому на даче всегда катались с мамой или папой.

На чем сами ездите?

У меня сейчас BMW 330i E90, у Вовы Lexus IS F, а у Миши Volkswagen Passat. Также он на мотоцикле еще ездит, Yamaha R6.

Поговорим о партнерах по команде: брате Михаиле и Владимире. Кто из вас самый быстрый, стойкий, спокойный?

По скорости Лучшую скорость показывает Миша. Мы с Вовой примерно равны и чуть отстаем от Мишы, но я не думаю, что это на весь сезон. Мы постоянно пытаемся друг друга обогнать. У нас здоровая конкуренция в экипаже. По спокойности, думаю, спокойней всего... Я. У Миши прослеживается вспыльчивость во время гонок. Про Вову то же самое, он постоянно на взводе.

Холодная голова это как раз вы?

Может быть.

Не отразились ли на вас проблемы, коснувшиеся российских спортсменов, в частности спонсором которых выступает СМП банк?

Пока что проблем нет. Мы надеемся, что все будет продолжаться гладко и спокойно.

Может быть, есть какие-то разговоры в паддоке?

Негативного отношения к российским пилотам нет, скорее наоборот. Там знают, что в России есть деньги и это достаточно сильная страна.

То есть политика на вас никоим образом не повлияла?

Нет, не повлияла. Наоборот, я читал, что многие европейские команды желают сотрудничать с СМП банком и закрывают глаза на украинские проблемы.

Есть ли у вас аккаунты в соцсетях?

Да, конечно, присутствуем и в Инстаграме, и Фейсбуке, и Контакте. Постоянно стараемся постить снимки с трассы и из личной жизни. Плюс у нас есть блог команды «Гонки инсайд» на спортивном портале Sports.Ru.

Снимают ли промо-материалы с вами?

В команде есть штатный фотограф, по поводу видеороликов я не в курсе, думаю пока не снимали еще.

Чем занимаетесь вне этапов?

В России до этого работали как раз в банковском холдинге, который нас спонсирует. Начинали с этого, но потом стало очень мало времени. Сейчас больше половины нашего времени проводим в Европе. Здесь в России мы пытаемся с Мишей придумать какое-то дело более менее автономное, на которое не придется тратить очень много времени, чтобы можно было совмещать с гонками.

Как отнеслись родственники и друзья к вашему желанию гоняться?

Изначально все подумали, что это хобби и не более того, но когда мы начали показывать хорошие результаты и захотели расти дальше, и стремиться к большему, то начали задумываться, как из этого можно сделать профессиональную карьеру. Это произошло года 3-4 назад. Бабушка только иногда волнуется, говорит: «не торопитесь, не обгоняйте никого, поаккуратней едьте».

Кого-нибудь из близких приглашали на этапы в Европу?

Да, приглашали. Удобно когда выступаем на Moscow Raceway, много народу может приехать поболеть за нас. Тяжелее с гонками в Европе. Сейчас на Сильверстоун с нами сестра ездила. Ей очень понравилось. Когда были тесты на «Радикале», мы покатали ее. Говорит, что никогда не испытывала подобных ощущений.

Подключились ли к вам на этапе выхода вашей карьеры на международный уровень чиновники?

Нет, среди чиновников активности не было. Чтобы кого-то заставить помогать, нужно долго его дергать.

Поговорим о гонках. Как проходит этап?

Мы активно готовимся, изучаем трассу по видео с установленных на машинах камер, стараемся на симуляторы ездить, если есть такая возможность. Уикэнд начинается с пятницы, есть час тестов на команду. Плюс в субботу еще две сессии по полтора часа. Либо в субботу, либо в воскресенье квалификация, затем гонка в воскресенье. Стараемся приезжать на трассу пораньше, чтобы прогуляться пешком и обсудить каждый поворот.

Сейчас для вас все автодромы незнакомы?

Да, так как мы в Европе полноценный сезон первый год поехали, можно сказать выступаем каждый раз на новой трассе, поэтому пытаемся как можно усерднее готовится к каждому этапу.

Перед Сильверстоуном говорилось, что вы упражнялись на симуляторе.

Да, перед гонкой упражнялись на симуляторе, на нем очень реалистичная схожая езда. Перед каждым этапом готовимся отдельно на конкретной трассе, чтобы не сбивать езду.

Можете выделить наиболее симпатичный вам автодром?

Мне очень нравится Moscow Raceway, если брать из российских. Трасса сделана качественнее всего. В Европе каждая трасса, на которой мы выступаем, мне нравится, я приезжаю на них с большим удовольствием.

Сколько стоит посетить уик-энд вашей серии болельщику?

Около 20 евро за выходные. За эти деньги фанаты даже могут побывать на трассе и рядом с боксами команд — на это отведено около часа времени. В Сильверстоуне люди гуляли, смотрели на машины, фотографировались. Во время награждения, также как на Формуле-1, открывается трасса, чтобы можно было выйти, взглянуть на награждение.

Узнают ли вас болельщики?

В России такого нет, в Европе люди подходят по ходу уик-энда, просят автографы.

Кто из вас троих пользуется большей популярностью?

Мне кажется, пока болеют больше за экипаж, нежели за конкретного гонщика. Пока еще никто из нас не выделился отдельно.

Почему Falcon обратил внимание именно на вас? Вероятно, если столь же боевые немцы, готовые выступать за отечественный коллектив?

Отвечает менеджер Иван Лукашевич: В современном автоспорте, будь то картинг и вплоть до Формулы-1, команды — это коммерческие структуры, которые таким интересным, эмоциональным и ярким способом зарабатывают деньги.

Поэтому, как бы это ни было печально и сложно для многих, пилоты в команду попадают, в большинстве случаев, принося свой бюджет, и в этом нет ничего плохого. Это не значит, что это плохие пилоты и они просто купили себе место в команде. Ни один из пилотов Формулы-1, никакой Фернандо Алонсо, никакой Кими Райкконен не попал бы туда, если изначально бы не занес денег. Иначе у него бы просто не было возможности показать людям свой потенциал.

В данном случае, когда ребята едут свой первый сезон в международном GT чемпионате и говорить о каких-то супер достижениях до этого не приходится, то совершенно не стыдно и не странно сказать, что пилоты приносят деньги и едут за эти деньги в команде. То, чего мы пытаемся добиться, и то, что наиболее реалистично в гонках GT в сравнении с той же Формулой-1 — вывести ребят за достаточно короткий промежуток времени — я говорю о трех-четырех годах — на уровень профессиональный, когда им не потребуется спонсор, чтобы войти в чемпионат или команду, а чтобы их брали на зарплату как быстрых пилотов. Но для этого нужны, как и в любом деле, и любом бизнесе, первоначальные инвестиции.

На сколько рассчитан контракт с Falcon?

На год. Большинство гоночных контрактов рассчитываются на год.

Каких результатов ждут от вас к концу сезона?

Первый год абсолютно прикаточный, ребята учат трассы и машину, обучаются работать в немецком коллективе высокого уровня. Очень хотелось бы в какой-нибудь гонке заехать в десятку, пятерку, тройку, если посчастливится, зачета Pro-Am. Я думаю, это будет очень здорово.

Расскажите про зачеты.

Отвечает Михаил: В этом чемпионате имеется три зачета: Pro, Pro-Am и Gentleman-Drivers. Каждый зачет формируется из пилотов. Не по техническим параметрах машины, а именно по опыту и скорости пилота. Организаторы перед началом сезона смотрят на достижения и результаты каждого гонщика, и присуждают ему категорию: платиновый, золотой, серебряный или бронзовый. В Pro входят золотые пилоты, в Pro-Am серебряные, в Gentleman входят бронзовые гонщики. Или они могут миксоваться.

Каким образом пилоту присваивается статус?

Анализируется, выступал ли пилот в международных соревнованиях или только в национальных первенствах, показывал ли он результат какой-то, заезжал на подиум.

Что дает категория?

Чем выше категория, тем меньше льгот. Для бронзовых пилотов разрешено тренироваться в пятницу. Существует специальный часовой тест, в котором могут принимать участие исключительно бронзовые гонщики. Золотые и платиновые начинают свою езду в субботу.

В каком зачете вы?

В Pro-Am. Изначально планировалось выступать в Pro, но потом приняли решение дебютировать в Pro-Am.

Кроме вас, в пелетоне присутствуют российские пилоты?

Сергей Афанасьев, он едет за команду HTP, тоже кстати на «Мерседесе», гонщик Стас Аксенов из Nissan Academy, и два россиянина едут за Renaldi на Ferrari: Вадим Кагай и Ринат Салихов. С ними в экипаже выступает немец, очень опытный пилот, они тоже едут в зачете Pro-Am и показали в Монце хорошее время.

С какими трудностями доводится сталкиваться на трассе?

Самая большая трудность в этих гонках — преодолевать трафик. На трассе присутствуют как более быстрые пилоты, так и более медленные. И чем быстрее ты справляешься с трафиком, тем быстрее время на круге.

Сколько всего машин в пелетоне?

В Сильверстоуне было 45 машин. В Спа будет 60 экипажей. На старт выезжает не более двух автомобилей одной команды.

Таким образом, в серии гоняется свыше 20 команд?

Да, на трассе больше 100 пилотов за уикэнд.

Есть ли какие-то ограничения для механиков, работающих на пит-лейне?

Во время пит-стопа могут менять покрышки лишь 4 человека. Также дозаправка болида запрещена, пока все 4 колеса не переобуты и машину не опустили на землю.

Дайте рекомендацию молодым людям, желающим связать свою карьеру с автоспортом. Как действовать?

Для детей это картинг, желательно сразу найти конкурентоспособную команду. Конечно, с первых лет вряд ли получится что-то сверхъестественное показывать, но чем дольше ребенок будет заниматься спортом, тем больше он будет набираться опыта. Если впоследствии он будет показывать скорость и результат, то его могут заметить какие-то наши программы поддержки. Например, СМП Банка. Следом идти по формульным сериям, а дальше уже как пойдет. Если карьера двинется по этому пути, то развиваться с оглядкой на Формулу-1, а если нет, то переходить в другие классы, например кузовные. Для некоторых гонщиков, не справляющихся с формульными заездами, кузовная серия попроще.

Вопрос менеджеру: Расскажите про особенности вашей карьеры?

Для работы спортивным менеджером требуется хорошо знать спорт и быть постоянно в тусовке. Чем больше контактов, тем больше у менеджера возможностей и вариантов влияния на карьеру пилотов или становления команды. Нигде не существует курса по менеджменту пилотов или команды. В моем случае я гонялся раньше сам. Периодически езжу на картинговые гонки. Иногда помогаю ребятам на тренировках при подготовке к соревнованиям. Раньше я ездил в формульных категориях. Последние два своих сезона 2010 и 2011 годов провел в GP3.

Как вы пересеклись, кто кого нашел?

Мы пересеклись в прошлом году с Мишей, оба работали в составе команды «Аэроэкспресс Рейсинг», которая выступала в прошлом году в Lada Granta Cup здесь в России. У Миши были пилотские обязанности, у меня были обязанности спортивного директора. Через эту команду познакомились, сработались и решили продолжить в несколько другой связке. Через Мишу я познакомился с Юрой, так как у ребят схожие задачи на карьеру вообще и на этот сезон в частности.

Чьей инициативой было попадание в Blancpain?

Это было общее решение. Я проанализировал большое количество разных чемпионатов, мы рассматривали варианты. Важны очень разные стороны вопроса, начиная от конкурентоспособности серии и телевизионной медиа отдачи чемпионата, заканчивая профессионализмом команд. Такая комбинация успешно совпала в чемпионате Blancpain Endurance Series.

Первенство организовано промоутером Стефаном Рателем, который в Европе, начиная с 90-х годов, целенаправленно развивал именно категорию GT. И можно сказать, что сейчас она переживает расцвет в виде Blancpain Endurance Series и Blancpain Sprint Series — это гонки на тех же машинах, только короткие. Почему мы выбрали именно Endurance? Потому что в мире существует много чемпионатов гонок на выносливость. В Америке это отдельная категория, в Азии. В Европе существует чемпионат ELMS, в который входит Ле Ман. И это очень перспективное направление именно для развития профессиональной карьеры пилота. Очень много возможностей появится у ребят для развития.

Ранее Юра называл DTM вершиной своей карьеры.

Думаю, что ни Миша, ни Юра не будут против, если их позовут в Ле Ман. Они же не скажут: «нет, вы знаете, мы ждем приглашения из DTM и поэтому в Ле Мане не поедем».

То есть, теоретически, пути Юры и Миши могут впоследствии разойтись?

Отвечает Михаил: В какой-то момент да, потому что все-таки у нас, возможно, будет и разная скорость, и разный взгляд на жизнь. Все-таки мы взрослеем.

Беседовал Петр Магера

comments powered by HyperComments
Новости