К списку статей

Как Гран-при Бахрейна подарил Формуле-1 вторую жизнь

Гран-при Бахрейна. Фото Mercedes-Benz и Red Bull
Гран-при Бахрейна. Фото Mercedes-Benz и Red Bull

За прошедшие годы Формула-1 растеряла весь шарм, присущий главному автомобильному первенству на планете. Королевские гонки стали скучны и приторны, как утренний эфир любого государственного телеканала. Результаты прошедшего сезона в точности повторяли предыдущий, а тот, в свою очередь, предпредыдущий. Из года в год один немец, сменивший на посту другого титулованного соотечественника, взмахивал указательным пальцем. Ему вслед смотрел обиженный испанец, пытавшийся выжать максимум из своей Ferrari. Так и прошли последние четыре года.

Палец Себастьяна Феттеля

Формула-1 — это в первую очередь спорт. Состязание людей, способных крутить руль и нажимать на педали не только быстрее рядовых водителей, но и искуснее профессиональных гонщиков. Если этап за этапом пилоты будут наблюдать за удаляющимся энергетическим автомобилем, а догнать его мешает посредственная аэродинамика и стирающиеся за пару минут покрышки, волей не волей появляется желание плюнуть на гонки и отправиться в бар вместе с одним неразговорчивым парнем из Финляндии.

Изменения в техническом регламенте многими воспринялось как спасение. Да, на место восьмицилиндровых громыхающих «атмосферников» пришли свистящие моторы от газонокосилок, зато на подиуме перестал мелькать указательный палец. Уже на первых тестовых заездах стало понятно — в Формуле-1 новый король. Его имя Mercedes-Benz. И, если признаться честно, на той машине, что сконструировал немецкий концерн, победить может даже Эдриан Ньюи (именитый конструктор «Ред Булла», однажды прокатившийся на трековом Lamborghini и приложивший его о стену на прогревочном круге).

Болид «Мерседеса» быстр, надежен и чертовски мощен. Доктор Хельмут Марко как-то в порыве страсти заявил, что штутгарский агрегат превосходит французский мотор на 80 лошадиных сил. В мире Формулы-1, где пилоты берут наполовину заполненную бутылочку с водой, чтобы снизить вес, это много. Но вот загвоздка — раньше в чемпионате тоже был превосходящий весь пелетон автомобиль. Однако из раз в раз с отрывом в несколько минут к финишу добирался лишь Себастьян Феттель. Напарника по команде Марка Уэббера на аналогичной машине рядом не было. Он то бегал за отвалившимся колесом, то обменивался мультикомандами с капитанским мостиком.

Отвалившееся от болида Уэббера колесо на Гран-при Германии

Прелесть нового сезона в том, что доминирование «Ред Булла» с Феттелем во главе сменилось лидерством «Мерседеса» с Хэмилтоном и Росбергом у руля. Да, пилоты немецкой команды привозят ближайшим преследователям по полминуты под клетчатым флагом, но теперь их двое и они борются друг с другом.

Читая мнения людей об изменениях технического регламента, складывается ощущение, будто фанаты Формулы-1 всю зиму собирали собственные испражнения, чтобы после первого же этапа вылить их на чемпионат. Болельщикам не понравились свистящие двигатели, идея экономии топлива, частые поломки и усложнившиеся правила. Бунтарский настрой тут же подхватил глава Ferrari Лука ди Монтедземоло, состряпавший на собственном сайте опросник с заголовком «Нравится ли вам новая Формула-1». Это все равно, чтобы спросить у субароводов, довольны ли они уходом компании из ралли? Конечно же нет!

На следующем этапе в Малайзии к критике примкнул известный пенсионер Берни Экклстоун, затрубивший в старую дудку: звук плох, скорость никчемна, поломки катастрофичны, правила ужасны. И 83-летний Экклстоун, и 66-летний Монтедземоло заявили, что чемпионату требуются новые правила, иначе Королевские гонки растеряют всех своих болельщиков, а вслед за ними растают и рекламные гонорары. Масла в огонь подлила легкая победа Льюиса Хэмилтона, переигравшего собственного партнера по команде на 17 секунд.

В подобной ситуации Формула-1 стала напоминать офисного работника, которому начальство отвело неделю и потребовало либо показать результаты, либо написать заявление. Как продемонстрировал Гран-при Бахрейна, с поставленной задачей чемпионат справился.

То сражение, что развернулось на автодроме Сахир, мир Формулы-1 не видел очень давно. За годы правления бутылкой шампанского Себастьяном Феттелем болельщики привыкли, что лидер один, остальные стараются любым доступным способом довезти машину до финиша. Вдруг Red Bull сломается, тут-то они и наготове. Бахрейн продемонстрировал, что старая добрая Формула-1 живее всех живых и не собирается сдаваться.

В верхушке пелетона дуэль между двумя партнерами по команде Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом к концу гонки накалилась до такой степени, что член старой гвардии Падди Лоу, отвыкший от подобного, попросил пилотов «доставить машины к финишу». Как только сообщение оборвалось, Росберг с удвоенный силой принялся атаковать впередиидущий болид. И, что самое невероятное, не получил никаких сигналов к тому, что стоило бы поумерить пыл и сесть на хвост до самого финиша. Уже после гонки руководители команды мягко намекнули о неких гранях, переступать которые не стоит. «Все же они выступают от имени серьезного концерна», — пожурил своих подопечных Тото Вольфф. Думается, тюнинг-ателье AMG, от имени которого гоняются два пилота, будет радо повесить у себя на стене кадр, на котором утопивший газ в пол Росберг пытается пройти Хэмилтона на последнем повороте гонки.

Борьба между Хэмилтоном и Росбергом на Гран-при Бахрейна 2014 года

Помимо двух гладиаторов с трехлучевой звездой на кузове, сражение в собственной лиге организовала практически вся первая десятка. Фелипе Масса, отказавшийся этапом ранее пустить вперед Валттери Боттаса, всю гонку сражался как с финном, так и двумя парнями из Force India. Те, в свою очередь, бились друг с другом за право подняться на подиум Сахира. Чего стоит один лишь Фернандо Алонсо, вздымающий руку на финишной прямой и радующийся тому, что сумел опередить Кими Райкконена в борьбе за девятую позицию.

Взялся за прежнее и Пастор Мальдонадо, которого уже давно сватают на главную роль в экранизации Grand Theft Auto. На протяжении двух предыдущих этапов задиристый нрав венесуэльца сдерживал ломающийся Lotus, но Бахрейн подарил новобранцу команды исправную машину, чем он не преминул воспользоваться, протаранив один из «Зауберов». Результат — пять позиций штрафа на старте Гран-при Китая и ошарашенный Эстебан Гутиеррес, вышедший из поворота головой вниз и отправившийся в больницу.

Авария с участием Мальдонадо и Гутиерреса на Гран-при Бахрейна

Отдельного упоминания заслуживает и новый партнер четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля — австралиец Дэниэл Риккардо. Подобравшись к плетущемуся в хвосте пелетона немцу, новичок поинтересовался у команды, что ему делать. Гоночный инженер без промедления отдал приказ, внимание, самому Феттелю, чтобы тот посторонился и пустил вперед Риккардо. Команда была исполнена. Те из вас, кто помнят злополучный Multi 21 с участием Марка Уэббера в прошлом году, должны осознавать всю сказочность сложившейся ситуации.

Отгремевший под светом прожекторов Гран-при Бахрейна подарил Формуле-1 тот спасительный ваучер, который был жизненно необходим чемпионату. Как если бы он побывал на невообразимо плотном обеде, а после-таки дорвался до свободной кабинки. Слева дверь держал Монтедземоло, справа рулон отбирал Экклстоун, но Королевским гонкам плевать. Пускай они стали тише и звучат словно пылесос, но если подобные жертвы требовались, чтобы всколыхнуть застоявшееся болото, мы всеми руками за.

Петр Магера

comments powered by HyperComments
Новости