В минувшую пятницу — канун дня Защитника отечества — в Москве прошло первое из пяти шоу Top Gear Live. Организаторы уверяли, будто программа мероприятия обновилась до неузнаваемости, а единственным знакомым публике номером станет автомобильный футбол между сборными Великобритании и России. «Карпикс» решил выяснить, так ли это.
Впервые посетивший в прошлом году российскую столицу, Top Gear Live оставил сугубо положительные эмоции в рядах как поклонников Кларксона, так и не знавших его ранее зрителей. Шоу выдалось забористым, по импровизированной трассе тут и там носились подожженные Subaru, заряженные «Фокусы» выписывали пируэты вокруг выставленных в ряд экскаваторов, Стиг наворачивал круг за кругом на переделанном из «Эволюшина» лондонском кэбе, Кларксон на «Вайпере» разбивал кегли Хаммондом в продуктовой тележке.
К окончанию шоу российские ведущие Михаил Петровский и Оскар Кучера вывезли в зал маленький железный шар, в который заехал и начал кружить сначала один мотоциклист, потом второй, третий и четвертый. Впервые за весь вечер среди зрителей воцарилась гробовая тишина — этот номер был по-настоящему волнующим. Когда публика перевела дух, байкеры, все еще не прекращая ездить по шару, взялись за руки и начали кружить по осевой траектории шара. Зал взорвался аплодисментами.
Гвоздем и своеобразным символом того вечера стала раздавленная «монстр-каром» семерка Жигули (в Британии продававшаяся под именем Lada Riva). Именно снимок уничтоженный «Лады» стал титульной иллюстрацией ко многим последующим репортажам о прошедшем Top Gear Live.
Возвращение
Программа нынешнего шоу действительно сильно изменилась. «Топ Гир» начался практически сразу с появления Кларксона и Хаммонда, в то время как прошлогоднее представление казалось бесконечно заставляло ждать, когда же нудные Петровский и Кучера передадут бразды правления шоу главным ведущим. Джеймс Мэй, как и годом ранее, московское представление не посетил. «Он остался в Англии со своим другом», — пошутил в микрофон Джереми.
После десяти минут шоу в голове стало невольно напрашиваться сравнение продолжительности телевизионного Top Gear в Англии и России на начальном этапе его трансляции. Часовое оригинальное шоу безжалостно «выпиливалось» российскими телевизионщиками, в результате за кадром оставалось около 20 минут съемок, пускаемых на рекламу.
Едва появившись на сцене, двое звездных англичан скрылись за кулисами. Зрители, державшие скрещенными пальцы и просившие о невозвращении Петровского и Кучеры, были наказаны. К публике вновь вышли ведущие провального российского «Топ Гира», продержавшегося на экране ровно один сезон 2009 года. И если в прошлом году перед аудиторией стояли два человека, хотя бы отдаленно напоминающие ведущих автомобильного шоу, то в этот раз Кучера с Петровским занимались исключительно унижением друг друга.
«Что может быть проще этого? Ну разве что твое лицо», — заявлял Оскар в адрес Михаила. Если поэкспериментировать с частой сменой колких и едких слов в предложении, у вас на руках окажется оригинальная речь одного из российского ведущих.
Шоу началось с рассекающих воздух «Олимпийского» мотоциклистов. Изредка вокруг мобильного трамплина пролетали Nissan GT-R, Subaru BRZ и Ferrari F430 Spider.
Чтобы усложнить номер, на траектории прыжка байкеров вывесили импровизированную стену, пролет через которую становился все меньше и меньше после каждого удачного приземления. В конце концов стена, оказавшаяся пенопластовой, была проломлена головой неудачно летевшего мотоциклиста.
Следующим представлением стала гонка ведущих и Стига на старых уполовиненных «Фордах» и «Ауди». В первом же повороте Петровский зачем-то ушел вправо, врезался в стену и провел весь заезд вне трассы. Странно... Как ему удалось справиться с BMW M5?
Убрав полу-машины с поля, в зал въехали два крошечных фургончика, ставшие настоящей полосой препятствий для байкера на триальном велосипеде. Ему даже посчастливилось исполнить несколько трюков среди дыма от колесных покрышек «Вайпера», выписывающего круги с Кларксоном за рулем.
Футбол между двумя сборными — единственный старый номер — отныне проходил на отечественных «семерках», а не маленьких Citroen C1, использовавшихся годом ранее. Россия, как и полагается, одержала победу. Джереми, по старой традиции заглох в одном из маневров.
Старые, побитые жизнью и «Топ Гиром» машины уехали с поля. Зал погрузился во тьму, из колонок зазвучала трогательная музыка. На сцену один за другим начали выезжать автомобили, суммарная стоимость которых вполне тянет на годовой бюджет российского регионального города: Mercedes-Benz SLR McLaren, Spyker C8, Bentley Continental GT, Jaguar XKR-S, Ferrari 458 Spider, Nissan GT-R, Maserati GranTurismo MC Stradale, Aston Martin Vanquish, Audi R8, Lamborghini Aventador. Некоторые водители машин по просьбе ведущих, услужливо подставивших микрофон к выхлопной трубе, даже «порычали» на публику.
Простите, простите нас за то, что мы настолько прикормленные, но кого в Москве можно удивить подобным? Да, на поле собрались настоящие легенды автомобилестроения стоимостью в миллионы евро. И да, ровно такие же машины ежедневно можно встретить в западной части российской столицы. Те, кто хотя бы раз ездил по Рублево-Успенскому шоссе, стоял в пробке и рядом с «Авентадором», и R8, и Ferrari. Чего уж говорить про Bentley и тем более GT-R, ставшие практически «Логанами» в своем классе.
Все эти машины чертовски хороши, являются настоящим чудом инженерной и дизайнерской мысли, но Москва их видит каждый день и каждый час. И судя по парковке за полчаса до начала шоу, многие их владельцы так же купили билет на свидание с Кларксоном.
Когда слюни половины части зала окончательно застыли, а девушки переписали все телефоны парней на «Гэтерах», суперкары уступили место Стигу за рулем компактного Caterham. Его задачей было проехать по сцене в стиле джимхана, в то время как несколько российских снайперов с британскими лазерными винтовками пытались попасть в датчики, расположенные на теле гонщика.
Следом за Стигом в дрифт-стиле предложили прокатиться и Кларксону, однако из-за чрезмерной высоты и ширины его тела Caterham заменили индийским электрокаром REVA G-Wiz — более вместительным, просторным и обладающим мощностью в 17,5 лошадиных сил. Предположить, к чему привела эта жгучая смесь, несложно. Машины ехала запредельно медленно, Джереми подключал к управлению отборный английский мат, а к середине дистанции у «Джи-Виза» и вовсе кончился заряд батареи.
Стиг сумел отделаться 26 попаданиями в самые разные части тела, в то время как Кларксон был поражен 147 раз. Преимущественно в пенис. Одним из стрелявших был Мэй?
Американское представление для агента ее Величества сменилось гонкой на забавных трехколесных машинах Reliant Robin, знакомых зрителям Top Gear по 4 серии 9 сезона, в которой Хаммонд и Мэй запускали этот автомобиль в космос. Зал от души посмеялся над бесконечными заваливаниями «Робинов» в поворотах.
Когда трасса была расчищена для следующего трюка, на сцену вышел спортивный парень в шлеме, пританцовывающий под музыку. В его наушниках был то ли Jay-Z, то ли Kany West. Через несколько секунд на площадку выехали карты и направились прямиком в его сторону. Он ловко перепрыгнул их всех. На «горячее» ведущими был припасен Lamborghini Gallardo, но и через него трюкач перелетел играючи.
«Олимпийский» вновь погрузился в темноту. Из-под занавеса показались силуэты двух Porsche, которых в центре зала уже ждала эффектная женщина с огнем. Если судить шоу по количеству включенных камер на смартфонах, огненная программа стала безусловным первым номером Top Gear Live.
Огонь на 911-ых пылал настолько ярко, что даже на зрительских местах чувствовался жар от проезжающих мимо машин. Гонщики однозначно выезжают на эту часть представления исключительно в гавайских шортах с мохито в подстаканнике.
Завершающей частью стал турнир по крикету на мотоциклах, в которой опять же встретились сборные Англии и России. В который раз неудачником шоу стал Петровский, на протяжении всего матча рассказывающий всему залу о своем неумении управлять мотоциклом. Даже Кларксон, поносящий двухколесную технику при каждой удобной возможности, смотрелся завсегдатаем острова Мэн на фоне стенаний Михаила.
Выйдя из зала
Top Gear Live не стал хуже или лучше. По крайней мере в той мере, которая была бы явно заметна рядовому зрителю. Шоу осталось, как и прежде, развлекательным праздником для тех, кто питает к автомобилям несколько большие, нежели остальные, чувства.
Загвоздка программы в том, что Москва ранее видела и ежедневно наблюдает практически все, что происходит на сцене «Олимпийского». Ferrari как на дороге, так и запечатанная в столб. Nissan GT-R как на шоссе, так и взобравшийся на памятник Юрию Долгорукому. Если все эти новости прошли мимо вас, если вы понятия не имеете, чем отличается Gallardo и Murcielago помимо названия, если термин «силовое подруливание» значит не больше «сноса оси», смело идите на Top Gear Live. В вашей голове нет рутины, которая сведет весь кайф от шоу на нет. Вы увидите гонки, трюки, шум и рев. Услышите звук моторов-мастодонтов, почувствуете запах сожженной резины, посмотрите на чертовски прекрасные автомобили.
Если хотите сравнения, посещение Top Gear Live с незатуманенным действительностью разумом похоже на первый просмотр «Терминатора». Это нереально круто для одних и чудовищно скучно для других.
Петр Магера